Японские волки – последняя надежда

Криптозоология занимается не только поиском странных, неизвестных науке существ. В сферу интересов этой науки входят и животные, от которых официальная наука отказывается, навешивая ярлык «вымерший вид».

японский волк

Похожая история произошла с японскими волками – на сегодняшний день считается, что в Японии нет волков. Хотя известно, что на японских островах жили как минимум два вида волков: распространенный ранее на острове Хоккайдо волк Эзо, и волк шаману, обитавший на южных островах.

Островные животные отличаются небольшими размерами по сравнению с континентальными родственниками. Волки не стали исключением – волк Эзо мельче азиатских волков, а шаману и вовсе выглядит карликом. Фактически, многие ученые признают шаману отдельным видом, а не считают просто карликовой формой и даже дали ему латинское название — Canis hodophilax.

Примечательно, что многие книги пишут именно о шаману и практически не упоминают волков Эзо. Волки шаману также носят множество локальных названий – шамайну, ямайну, нихон-оками («японский бог») и яма-ину («горный пес»).

По утверждениям ученых последний местный волк погиб в первом десятилетии 20 века. В этом отношении наиболее часто указывают 1905 год как дата полного вымирания, хотя многие ученые указывают на то, что достаточное количество свидетельств указывает на то, что в дикой природе шаману встречался до 1913 года.

Отношение японцев к волкам сильно отличалось от такового, распространенного в западных культурах. Их не ненавидели так, как европейских волков, хотя они обитали в святынях, особенно в горах Чичибу.

Сельские жители рассматривали волков как духов защитников посевов. Такое отношение может проистекать из того, что волки контролировали популяции оленей и зайцев, которые в противном случае были бы слишком многочисленными и представляли бы угрозу посевам.

В период эдо врагами волком стало считать развивающееся коневодство. Кроме того, проблему представляло занесенное с материка бешенство. Волки гибли от рук людей, из-за бешенства или просто с голоду, так как вырубались леса и уменьшалась кормовая база.

Однако свидетельства о встречах с волками продолжаются и в наши дни. В то время как официальная наука и не признает этого, можно быть уверенным, что хотя бы один волк шаману выжил, по крайней мере, до 1950 года. Такой вывод сделан исходя из того, что в святыне была обнаружена датируемая этим годом шкура волка – подношение шкуры волка считается священный действом.

1970 году ученым на идентификацию было предоставлено тело животного, предположительно волка. Тело не было возвращено, также не последовало никаких пояснений, о том, что это было за животное.

С тех пор японские ученые рассматривали множество похожих на волков животных, но статус вымерших с волков не снимали. Энтузиасты говорят, что ученые просто боятся пересекаться с ортодоксальными убеждениями и официальной историей. Культурные особенности не позволяют противоречить утверждениям авторитетов и даже порождают стремление уничтожать доказательства, им противоречащие.

Со временем сообщений о встречах с шаману становится все меньше. Если волк и не был в действительности вымершим, дело идет к тому.

В то же время, вопрос о том выжил ли волк шаману на японских островах или нет, обретает особую остроту в виду того, что ведутся разговоры о том, чтобы завезти волков с материка. Это необходимо для установления баланса экосистемы лесов, в которых волки играли важную роль регуляторов популяций многих животных.

Причем лисы и тануки не в состоянии заполнить нишу, которую занимали волки. Внедрение азиатских волков, возможно, сбалансирует экосистему, но если шаману еще остались, то в таком случае будут наверняка обречены и потеряны безвозвратно.